Нагорный Карабах
ОБСЕ пытается найти свою роль, несмотря на то, что в Нагорном Карабахе не предпринимались многосторонние
Тяжелые бои в спорном анклаве Нагорного Карабаха на Южном Кавказе-наихудшим с начала 1990-х годов взял тысячи жизней. Многие другие были ранены и более 100 000 человек стали перемещенными лицами. Полномасштабная война была остановлена только 10 ноября после вступления в силу перемирия при посредничестве России.
Горный регион, который находится в пределах международно признанных границ Азербайджана, управляется этническими армянами с 1994 года и в нем проживает большинство армянского населения. Недавняя война была, безусловно, самой тяжелой битвой в регионе с начала 1990-х годов. Во время этого Азербайджан отвоевал большую часть земель вокруг Нагорного Карабаха, которые он потерял во время войны 1992–1994 годов. Эти участки земли считались Арменией буферной зоной, но на протяжении многих лет правительство разрешало этническим армянам селиться там. Теперь им пришлось бежать, пока Азербайджан отвоевал эти территории, в том числе стратегически расположенный город Шуша, из которого столицу региона Степанакерт можно было легко захватить.
После вступления в силу перемирия при посредничестве России Москва начала направлять на спорную территорию 2000 российских миротворцев. В соответствии с соглашением о прекращении огня, Азербайджану будет разрешено сохранить за собой территории, которые он отбил, а Армению предлагается отказаться от больших участков территории вокруг Нагорного Карабаха, которые она оккупировала после войны 1992–1994 годов. Армения также передаст так называемый Лачинский район, который включает в себя главную дорогу, которая соединяет Нагорный Карабах с Арменией. Согласно сделке, эта дорога должна оставаться открытой и охраняться российскими миротворцами. Степанакерт останется под контролем поддерживаемого Арменией правительства.
Территориальные уступки вызвали возмущение в Армении: протестующие вышли на улицы в столице Армении Ереване, а разъяренная толпа штурмовала правительственные здания, включая официальную резиденцию премьер-министра и парламент.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян объявил о сделке в своем сообщении в Facebook, назвав ее «невероятно болезненной как для меня, так и для нашего народа». По его словам, он решил согласиться на прекращение огня после «глубокого анализа военной ситуации», что является явной ссылкой на захват азербайджанской стороной стратегически расположенного города Шуша.
В Азербайджане сделку расценили как победу, и люди вышли на улицы, чтобы отпраздновать ее. Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что соглашение имеет «историческое значение» и равнозначно «капитуляции» Армении.
Война за Нагорный Карабах имеет более широкие геополитические последствия, поскольку Россия и Турция имеют стратегические интересы в регионе. Россия заключила оборонный пакт с Арменией и имеет там военную базу. Турция традиционно поддерживает Азербайджан и поддерживает тесные культурные и языковые связи. Россия также поставляла современное оружие обеим сторонам, но благодаря доходам от нефти и газа Азербайджану удалось добиться военного превосходства в течение последних нескольких лет. Кроме того, размещение в регионе до 1000 сирийских боевиков, работающих на частную турецкую охранную компанию - как впервые сообщалось в The Guardian - подтвердило участие Турции в регионе.
Таким образом, соглашение о прекращении огня подтвердило геополитические реалии и еще больше усилило влияние России в регионе, при этом Турция также вмешалась в конфликт, отодвинув в сторону Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Отвечая на вопросы СМИ 17 ноября, президент России Владимир Путин, говоря о быстром развитии событий на поле боя и захвате стратегически важного города Шуша, объяснил отстранение ОБСЕ следующим образом: «Это был вопрос часов. Степанакерт можно было взять и можно было продолжать движение. Если честно, в интересах Армении немедленно прекратить боевые действия. Не было времени на дополнительные консультации в рамках Минской группы ОБСЕ. Это было бы просто нереально ».
ОБСЕ возглавляет международные усилия по поиску мирного решения нагорно-карабахского конфликта с 1992 года. Так называемая Минская группа ОБСЕ, о которой говорил Путин (в состав которой входят Беларусь, Германия, Италия, Швеция, Финляндия, Турция, Армения, Азербайджан, и Тройка ОБСЕ), сопредседателями которой являются США, Россия и Франция, отвечает за переговоры о мирном урегулировании.
В 1992 году Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) созвало международную конференцию в столице Беларуси Минске для урегулирования конфликта. Но конференция так и не состоялась. Вместо этого была создана Минская группа с сопредседательством для обеспечения многосторонних рамок.
В этом контексте важно отметить, что значительная часть недавнего перемирия на самом деле основана на том, что обсуждалось в рамках ОБСЕ в течение многих лет. Согласно этому плану, Армении пришлось бы отказаться от территорий, которые она оккупировала и захватила во время войны 1992–1994 годов (за исключением Лачинского коридора), а окончательный статус Нагорного Карабаха должен был быть определен на более позднем этапе референдум и после возвращения вынужденных переселенцев.
Но теперь факты на местах изменились: Азербайджан отвоевал эти территории и усилил свое влияние на стол переговоров. Остается открытым вопрос, в какой степени азербайджанское правительство готово предоставить автономию Нагорному Карабаху, поскольку президент Алиев недавно исключил референдум. Другой более важный вопрос: что можно сделать сейчас, чтобы активизировать роль ОБСЕ и способствовать достижению окончательного урегулирования?
Во-первых, сопредседателям Минской группы ОБСЕ будет крайне важно посетить Южный Кавказ (в последнее время поездкам помешала пандемия коронавируса) и проконсультироваться со сторонами конфликта. После этого будет крайне важно снова созвать встречу на высшем уровне. США, Франция и Россия должны использовать свое политическое влияние и давление, чтобы заставить стороны разрешить конфликт за столом переговоров, а не на поле боя. Все остальные члены Минской группы должны активнее подключиться к этому процессу. Личная встреча в кулуарах заседания Совета министров ОБСЕ на этой неделе будет невозможна, поскольку встреча будет проходить в виртуальном формате из-за пандемии.
Поэтому после прихода к власти новой администрации США в январе 2021 года будет иметь смысл созвать встречу между Путиным, Эммануэлем Макроном и избранным президентом США Джозефом Байденом вместе с лидерами Армении и Азербайджана.
Это будет необходимо, поскольку перемирие, заключенное при посредничестве Москвы, оставляет открытым вопрос об окончательном статусе тех частей Нагорного Карабаха, которые по-прежнему будут находиться в ведении властей Армении. В качестве нового председателя ОБСЕ в 2021 году Швеция также могла бы сыграть определенную роль, приняв стороны в Стокгольме, а также воспользовавшись своим долгосрочным участием в качестве члена Минской группы ОБСЕ.
Во-вторых, следует избегать поспешного решения о роспуске Группы планирования высокого уровня (ГПВУ) Минской группы. ГПВУ было поручено разработать план «многонациональных миротворческих сил ОБСЕ». Вывод о том, что ГПВУ больше не нужен из-за российских миротворцев, вводит в заблуждение.
Наличие российских миротворцев, увязших в Нагорном Карабахе, в долгосрочной перспективе будет стоить России денег, которых она может не иметь или не захочет тратить. Москва может действительно понять, что, возможно, будет лучше работать с более широкой коалицией.
Первоначально многонациональные миротворческие силы под руководством ОБСЕ должны были поддержать возможное политическое соглашение. С учетом множества извлеченных уроков и опыта, накопленного ОБСЕ в ходе развертывания Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине в 2014 году, создание в будущем многонациональной гражданской миссии под руководством ОБСЕ в Нагорном Карабахе может стать целью.
Между тем, новые усилия должны быть направлены на повышение доверия между сторонами, а также между людьми на местах. С помощью личного представителя председателя ОБСЕ, Польши Анджея Каспшика, следует сосредоточить внимание на содействии обмену задержанными, военнопленными и останками убитых в ходе недавних боевых действий в тесном сотрудничестве с Международным комитетом Красный крест. Пандемия COVID-19 с весны подорвала работу посла Каспшика, и теперь ей следует придать новый импульс. Его опыт может быть особенно ценным для любого предстоящего взаимодействия более широкого международного сообщества с различными учреждениями Организации Объединенных Наций, которые могут играть активную роль.
Нагорно-карабахский конфликт должен снова стать международным приоритетом, а ОБСЕ должна стать основным форумом для достижения постоянного мира и окончательного статуса. Преимущество многостороннего решения заключается в укреплении чувства справедливости и подотчетности вместо того, чтобы иметь две силы, разделяющие регион.
Стефани Лихтенштейн - дипломатический корреспондент и независимый журналист из Вены, Австрия.

Коментарі
Дописати коментар